ОАО "Владморрыбпорт"

Легко ли быть первой?

07.02.2018

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Михаил Лермонтов

        Анна Щетинина - Первый начальник Владивостокского рыбного порта! Человек необычайной судьбы, женщина-легенда ХХ века, утвердившая истину - мужская профессия капитана подвластна и женщине.

Нет ни одного сотрудника ОАО  «Владморрыбпорт», который не был бы знаком с этим именем.  Готовясь к 80-летнему Юбилею Рыбного порта в текущем 2018 году. ОАО  «Владивостокский морской рыбный порт» с особым вниманием вспоминает заслуги легендарной личности - Анны Щетининой.

     Родилась Анна 26 февраля 1908 года на станции Океанской. В 1924 году, в 16 лет, проявив незаурядные редкостные качества - волю, целеустремленность, настойчивость - избрала морскую профессию и осталась верной ей на всю жизнь. Ушла из жизни 25 сентября 1999 года - на 92-м году жизни. Почти ровесница ХХ века!, участница Великой Отечественной войны, профессор Морской академии.

          Рассказывают те, кому довелось быть с Анной Щетининой в исключительных ситуациях: само присутствие Щетининой на капитанском мостике вселяло в моряков особую уверенность и мужество. Так было в конце 1941 года, когда на пароход "Сауле", с вооружением и продовольствием на борту, с ревом обрушились фашистские стервятники - это было между Ленинградом и Таллином. Так было в декабре 1943 года, когда ее судно "Жан Жорес" пришло на помощь попавшему в беду у Командорских островов экипажу "Валерия Чкалова".

        С 1960 года Щетинина обучала будущих моряков во Владивостокском высшем инженерном морском училище. Любопытно, что даже став педагогом, Анна Ивановна не оставила капитанский мостик. В летний период ходила капитаном на судах Балтийского или Дальневосточного морского пароходства (даже кругосветку совершила на «Охотске») или руководила практикой курсантов.

          В 1978 году Анне Ивановне Щетининой присвоили звание Героя социалистического труда. У капитана дальнего плавания Анны Щетининой была и личная жизнь, хотя и не особо счастливая. Еще в 1928 году она вышла замуж за Николая Качимова, работавшего тогда радистом на рыболовецких судах. Впоследствии он возглавлял во Владивостоке Радиослужбу рыбной промышленности. В 1938 году был арестован, но через год реабилитирован. До войны работал в Москве в Радиоцентре Наркомрыбпрома. В 1941 ушел на фронт, служил на Ладожской военной флотилии. Умер Николай Филиппович в 1950 году. Детей в семье не было.

         Анна Ивановна много времени уделяла общественной работе, была членом Комитета советских женщин, членом Союза писателей (написала две интересные книги о флоте и моряках), с 1963 года возглавляла Приморский филиал Географического общества СССР. Примечателен тот факт, что и авторская песня развивалась в 70-х не без участия Анны Ивановны, проводимый во Владивостоке "Конкурс туристической патриотической песни", где она возглавляла жюри, уже через год превратиться в фестиваль Приморские струны, который в дальнейшем станет самым крупным бард - фестивалем на Дальнем Востоке.

          Имя Анны Ивановны Щетининой присвоено мысу в Японском море. На зданиях школы, которую она окончила, и училища, в котором преподавала, установлены мемориальные доски.

Героическая биография нашей прославленной землячки неотделима от истории Рыбного порта Владивостока и истории морского флота России в целом.